Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:16 

«Code Geass»: рецензия и рефлексия.

В мире есть добро, рождённое от зла. И зло, рождённое от добра. Британский школьник Лелуш вынужден был сполна вкусить и того, и другого, чтобы вечный круговорот, имя которому — Жизнь, совершил новый виток.
«Code Geass» — японский мультсериал, снятый в два сезона по двадцать пять серий в каждом. Первый сезон вышел в 2006 году, второй — в 2008. «Code Geass» повествует об альтернативной реальности, в которой английские колонии никогда не выигрывали войну за независимость, и потому англичане беспрепятственно захватили Северную и Южную Америки, образовав Священную Британскую Империю. Прошло время. Мир оказался разделённым на сверхдержавы. В британской королевской семье случается трагедия: при нападении неизвестных на королевский дом, погибает королева, застреленная на глазах у своей маленькой дочери. Из-за пережитого шока маленькая принцесса перестает ходить и видеть. Герой мультфильма, Лелуш, был сыном погибшей королевы и правителя Британии. Он обвиняет своего отца в том, что тот не защитил его мать, и вместе с сестрой за это отправляется в ссылку в Японию — одну из редких стран, не вошедших в состав более крупного государства.
В Японии он знакомится с Сузаку — сыном премьер-министра Японии — и они становятся друзьями. Вскоре Британия захватывает Японию, и друзья оказываются разделены. Проходит семь лет. Япония теряет свою независимость, свою гордость, даже своё название: она превращается в Зону 11, японцы — в «одиннадцатых». В этой новой британской колонии то и дело вспыхивают мелкие восстания и совершаются теракты, неспособные хоть как-то повлиять на ситуацию в регионе. Повзрослевший Лелуш, сохраняя инкогнито, ведёт себя, как обычный британский школьник. Как юная душа, он видит, что мир несправедлив, и хочет его изменить, но понимает, что это невозможно. В конце концов, Лелуш оказывается в центре событий, связанных с террористами, и случайно встречает таинственную девушку — С.С., наделившую его особой силой — гиассом, позволявшим внушить любому человеку любой приказ, но только один раз. Так начинается действие мультфильма.
Если говорить о художественной форме мультсериала, то она не содержит чего-то, что заслуживает особого внимания: фанаты японской анимации, например, могут назвать десятки, если не сотни, мультфильмов, которые гораздо богаче «Гиасса» и по форме, и по содержанию. Действительно, с художественной точки зрения сериал обладает такими недостатками, как много пафоса, достаточно много типичных японских клише, несколько несостыковок в сценарии и окружающем мире. Несмотря на это, «Code Geass» не может не радовать своей динамикой.
В первом сезоне с первой и каждой последующей серией она нарастает, резко прерываясь в конце. Самое активное действие начинается с 22 серии. Впрочем, для японских мультсериалов это весьма типично. К сожалению, немногие мультсериалы способны похвастаться тем, что их финал является гармоничным и завершённым: он либо не способен быть развязкой конфликта, либо становится слишком стремительным и непонятным. Так же и первый сезон «Code Geass»: слишком стремительное действие резко прерывается в конце, оставляя больше вопросов, чем ответов. Второй сезон обычно призван устранить вопросы и противоречия первого, но справляется с этой задачей редко. Дело в том, что почти невозможно подхватить резко прерванное действие и продолжить раскручивать динамику.
Однако авторы «Code Geass» справились со своей задачей: динамика второго сезона немедленно подхватывает эстафету последних серий первого, продолжая постепенно нарастать. Более того, можно даже сказать, что с 20-й серии второго сезона всё только начинается. Финал мультфильма крайне ярок и пафосен. Он представляет собой великолепное завершение и сюжета, и художественной формы, совершенно не требующее никакого продолжения — всё, что могло быть сказано, было сказано ясно, а чего нельзя было выразить словами, было показано.
В мультсериале есть несколько сюжетных линий, где разыгрываются сложные жизненные вопросы. Нельзя выделить из них более или менее важные — они постоянно переплетаются и переходят друг в друга, образуя в конце один сильный финал. Герои вынуждены отвечать на эти вопросы и жить сообразно своим ответам. Но каждый раз, выбирая ответ, они сомневаются: а правильно ли они поступили?
Так, Лелуш берёт командование над группой террористов и, проявив великолепный полководческий талант, противостоит Британии — сильнейшей стране на планете. Пробуждается его юношеская мечта: изменить мир. Но если раньше он всегда отворачивался от неё, то сейчас, получив гиасс, Лелуш может её исполнить. Надев маску и под именем Зеро защищая справедливость, он хочет создать мир, где хотя бы его сестра могла бы жить счастливо, и узнать, что же на самом деле произошло в ту роковую ночь, когда была убита его мать. Раз и навсегда решив идти по этому пути, он убивает генерал-губернатора Зоны 11 — своего старшего сводного брата.
Совершенно случайно Лелуш встречает старого друга — Сузаку, ставшего к тому времени британским солдатом. Из-за интриг военных Сузаку обвинили в убийстве генерал-губернатора, и Лелуш в маске Зеро спасает его, предлагая сотрудничество. Но Сузаку отказывается. Так же, как и Лелуш, он хочет изменить мир, но не путём насилия, а своим личным примером. С этого момента пути героев вновь расходятся, но в дальнейшем Сузаку и Лелуш еще не раз столкнуться. Борясь друг против друга, они не будут догадываться, кто есть кто.
В тот момент, когда пути друзей снова расходятся, впервые возникает вопрос: оправдывает ли цель использованные средства? Ответы молодых героев однозначны. Сузаку хочет утверждать текущий порядок, изнутри приводя его в надлежащее состояние. Лелуш же желает всё разрушить и создать заново. Оба они не строят иллюзий, что смогут построить мир добра, поэтому им достаточно только мира без войн, где не так страшно потерять своих близких. Но как создать такой мир? Лелуш отвечает просто: сражение заканчивается, если кто-то одерживает победу. Параллельно основной линии двух героев идёт линия императора Британии, который считает, что «Люди не равны… в основе мира лежит превосходство сильного над слабым». Ни Лелуш, ни Сузаку не могут принять такой позиции, ведь в мире их мечты сильный не должен притеснять слабого.
И Лелуш, и Сузаку постоянно сомневаются в правильности сделанного ими решения. Будучи британским военным, получающим повышение за повышением за храбрость в битвах против Зеро, Сузаку вынужден сражаться с собственным народом. Ему приходится убивать людей десятками, даже сотнями, — всё во имя достижения его мечты. Ведь если он остановится, то пойдёт против порядка, который сам стремится воплотить. Сузаку — пример того, что даже рядовой гражданин может многого добиться, усердно работая и выполняя свой долг. Его героизм вселяет уверенность в простых японцев: какой бы ни была ужасна реальность, всегда есть надежда на то, что своим трудом можно достичь светлого будущего. Но, тем не менее, несмотря на все сказанное, на Сузаку смотрели как на предателя своего народа.
В отличие от него, Лелуш вынужден постоянно скрываться. Ему приходится лгать всем — и Сузаку, и своей сестре Наналли, и школьным друзьям, и соратникам по борьбе с Британией. В маске Зеро Лелуш командует своей армией, сея хаос, но без маски он постоянно сталкивается с последствиями своих действий. Близкие ему люди страдают из-за пути, который он выбрал. Но остановиться теперь для него значит предать свою младшую сестру, ради которой он всё начал.
Для своих соратников Зеро — полубог, чудотворец, мессия. Они верят в него так сильно, что готовы ради него умереть. Лелуш же обманывает всех — и союзников, и противников, манипулируя ими, как шахматными фигурами. С каждым разом он всё больше отдаляется от своей повседневной жизни и погружается в революционную деятельность, названную Чёрным восстанием. В конце концов, он обнаруживает, что один из его основных противников — его друг, Сузаку. Этот и многие другие неприятные моменты заставляют Лелуша сделать вывод: если эмоции мешают ему достичь цели, то он просто уберёт их и добьётся своего.
Вот так, раз за разом, Лелуш осознаёт, что значит «победа любой ценой»: цена действительно может быть любой. «Цель оправдывает средства», — думал Лелуш, но столкнувшись с ситуацией, когда ради благополучия сестры он должен забыть о своей цели — захватить мир, разрушить старый и создать новый порядок — внутри него что-то меняется. Ведь действительно, он всегда всё делал ради её блага, поэтому он не может сделать что-либо, что могло бы ей навредить. Более того, как только он убеждается, что его сестре ничто не угрожает, он хочет отказаться от своей цели, бросив своих людей на произвол судьбы.
Есть ли такая цель, которая оправдывает любые средства? Многие великие люди по-разному отвечали на этот вопрос. Кто-то находил моральное оправдание для самых низких поступков, используемых для достижения высокой цели, а кто-то отвергал любую возможность подобного оправдания. Но, может быть, следует поставить вопрос по-другому: применима ли мораль к столь высоким целям, если есть средства, чтобы её достигнуть? В одной из серий подчиненная Зеро как-то спросила его: «А правильно ли мы поступаем? Веря, что я сражаюсь за справедливость, я убиваю людей. Правда ли, что своими действиями мы сможем изменить мир?» Он ответил ей: «Изменим. Но будут жертвы. Даже если это не солдаты, причастные к этому люди умрут. Потому мы должны действовать. Неважно, какие методы мы используем. Даже зная об их низости, мы должны победить… Чтобы пролитая кровь не была напрасной, мы должны пролить ещё больше».
Другая линия, обыгрывавшаяся в сериале — собственно линия гиасса. Существо, подобное С.С., может наделять им обычного человека, в обмен требуя исполнения некоторого желания. Наделённый гиассом человек получает способность, особым образом исполнявшее его самое заветное желание. Он, не задумываясь, пользуется своей новой силой, но потом начинает понимать, что он хотел не того. На самом деле человеку, обладающему гиассом, нужно не исполнение потаённого желания, а понимание и близость, или доброта. Например, девушка в глубине души хотела быть любимой, и получила соответствующий гиасс. Но потом она перестала различать настоящую любовь и внушённую, и потому верила только единственному человеку, на кого эта сила не действовала. Тому, кто и наделил её гиассом.
Гиасс можно рассматривать как аллегорию потаённого желания человека, которое он стремится воплотить, ведь гиассом, по мультфильму, можно наделить любого. Тогда получается, что каждый на самом деле ищет близости и понимания. Но может ли он достичь этого? Повседневная жизнь всегда связана с ношением масок — социальных ролей. В одной ситуации человек ведёт себя так, в другой — иначе. Но возможна ли близость при наличии такой маски? Именно за неё человек прячется, скрывая свою сущность. А когда нас пытаются понять, мы не показываем свою суть, но «смотрим» на человека через свою маску. Грубо говоря, мы лжём другому, пытающемуся понять нас. Этой ложью мы ограждаем себя, хотя в глубине души стремимся к открытости.
Но что, если найти способ, с помощью которого можно было бы разом сорвать все маски, уничтожив ту ложь, которой люди отгораживаются друг от друга? Тогда настоящее желание людей будет исполнено, и наступит мир добра, где не будет сильных и не будет слабых: каждый найдёт то, чего всегда желал.
В «Code Geass» такая возможность представилась императору Британии, который обнаружил Мир С — источник всего гиасса, своего рода коллективное бессознательное, бесконечное море душ и памяти. Человечество по своей природе всегда было едино в нём. Люди — это маски, носимые коллективным бессознательным. Кроме того, император находит устройство, позволяющее раз и навсегда сорвать все маски с людей, исполнив, таким образом, их истинное желание. Вся ложь этого мира будет разрушена в одночасье. Лелуш присутствует при включении этого устройства. Он видит, что оно действительно способно создать мир добра, о котором мечтала его сестра, Наналли. Но к тому времени и сам Лелуш уже изменился.
Когда-то он с помощью гиасса приказал Сузаку жить, и тот не мог сопротивляться этому приказу, борясь за жизнь там, где он хотел бы умереть. И именно под действием все того же приказа британский военный выпускает сверхтяжёлую ракету, взрывом которой накрывает Наналли. Придя в себя после трагедии, Лелуш понимает, что потерял смысл жизни, которым для него была сестра. Но потом к Лелушу приходит осознание того, что не сестра была целью его жизни, и не ради неё он пытался разрушить старый и создать новый мир. Лелуш всё это время сражался за всё то, что было для него ценным, что он хотел защитить. Теперь цель действительно оправдывает средства: выбранная стратегия заставляет чем-то жертвовать. Поэтому, Лелуш не принимает мир, который пытался создать его отец.
«Почему, — спрашивает Лелуш, — люди лгут? Не для того, чтобы от чего-то закрыться, а чтобы к чему-то стремиться!» Это, на первый взгляд, парадоксальное утверждение заставляет по-другому посмотреть на природу лжи. Мир без лжи подобен миру памяти. Как «в старые добрые времена», когда небо было синее, а люди были лучше.
Однако далеко не все согласятся с этим утверждением, справедливо полагая, что мир, которого добивался император, будет миром добра. Если подумать, получается, что раз все маски будут раз и навсегда сорваны, и даже более того, люди станут единым целым друг с другом и с мёртвыми, исполнится истинное желание человечества. Значит, чего ещё можно желать? Ничего. Та же самая «апатия» прослеживается и у человека, которому ничего не хочется: погружённый в свои воспоминания, он попросту отказывается воспринимать реальность. В воспоминаниях о «старых добрых временах» всё уже раз и навсегда понятно. Там нет места случайности, злу и лжи, иначе они не был бы «старыми добрыми временами». Сами они не содержат ничего плохого, но дает ли это право навязывать их всему человечеству?
Как только император Британии нашёл способ уничтожить всю ложь этого мира, всё остальное для него перестало быть важным: сколько бы человек ни умерло, все равно все бы соединились, как только маски были бы сорваны. Он решил, что своими действиями сможет раз и навсегда сделать человечество счастливым. Такая цель могла бы оправдать действительно любые средства, поскольку каждый получит мир добра и исполнение своего истинного желания. Император, зная это, оправдывал этим тот факт, что он бросил Лелуша и Наналли на произвол судьбы. Ведь делая так, он способствовал ускорению исполнения своего плана. А, значит, не важно, будут они живы или нет — всё равно в мире безо лжи живые будут единым целым с мёртвыми. Потому император на самом деле хотел мира, который был бы добрым к нему самому, но Лелуш и Наналли мечтали о мире, где люди были бы добры друг к другу. План императора заставил бы мир быть добрым, будет ли добром само навязывание такого мира? Лелуш отвечает однозначно: нет. Его сестра мечтала о мире, где люди были бы добры друг к другу без навязывания, добровольно. И потому Лелуш решается использовать гиасс на Мир С, то есть на всё человечество сразу. Но он не пытается подчинить его своей воле, нет. Лелуш только озвучил своё желание, и воля всего человечества откликнулась. Император исчез, так и не поняв, в чём именно он ошибся. Истинное желание человечества было другим.
Не получить понимание, сорвав маски, но, наоборот, через них стремиться к нему. Не быть насильно заключённым в мир счастья, а самим его построить. Не остановиться в прошлом, но стремиться к будущему — вот желание человечества, которое открыл Лелуш и которое стало его собственным желанием. Настоящий мир добра не может быть навязанным — его надо построить. Пусть даже сделать это никогда не удастся, но пока есть надежда на лучшее, люди смогут жить завтрашним днём.
Победив своего отца, Лелуш продолжает исполнять свою мечту — разрушить старый и создать новый мир. Но если раньше он сражался ради сестры, то сейчас — ради всего человечества, как бы цинично и пафосно это не звучало. Раньше он лишь делал вид, что защищает справедливость, теперь же он поставил её как цель. И чтобы исполнить своё новое желание, он, как бы нелепо это ни звучало, начинает с захвата мира.
Теперь Лелушу противостоит его старший сводный брат, премьер-министр Британии Шнайзель. Создав неприступную воздушную крепость «Дамокл» и оснастив её сверхмощным вооружением, он решает раз и навсегда покончить с войнами. Чтобы сделать это, Шнайзель готов выпустить ракеты по крупнейшим городам мира, чтобы людям ничего не оставалось, кроме как подчиниться ему. Человечеству придётся прекратить войны, чтобы не быть уничтоженным, так как даже за малейшее нарушение мирового спокойствия может последовать очередной залп ракет.
В мире, полном зла и преступлений, «…люди не понимают друг друга и хотят, чтобы мир избавился от подобных проблем… Преступления не остановятся. На каждого человека не угодишь. Значит, нужно навести порядок, применив силу», — такова позиция Шнайзеля. Вечного мира можно добиться даже ценой одного-двух миллиардов жизней.
На первый взгляд Шнайзель мало чем отличается от императора и Лелуша — все они хотели создать идеальный мир и оправдывали свои стремление высшим благом. Но, наверно, из всех их его позиция была наиболее реалистичной. Никаких идеалов — только грубая сила. Шнайзель, в отличие от своего отца, не хотел мира, доброго только к нему самому. Ему нужно было мировое спокойствие, независимо от средств и прочих факторов. Поэтому, в отличие от Лелуша, Шнайзелю не нужно было захватывать мир — только «вразумить» человечество.
Действительно, основа любого государства — власть, то есть право на насилие. Все мирные жители способны жить в порядке и законе, только если и то, и другое обеспечено силой. По замыслу Шнайзеля именно «Дамокл» должен стать той силой, которая способна принести порядок в мир. Летая над людьми, как дамоклов меч, Шнайзель раз и навсегда остановит все войны на планете. Пусть сам он когда-нибудь умрёт — его место займёт другой, система все равно продолжит свою работу, и мировое спокойствие никогда не закончится.
«Вечный мир» Шнайзеля для многих выглядит разумной альтернативой гиассу Лелуша, которым тот стал пользоваться практически постоянно, обращая целые армии в своих рабов. Ведь гиасс, подавляя волю, унижает человеческое достоинство. Даже «Дамокл» не столь ужасен. Оставаясь в небе, он будет символом, на котором сконцентрируется ненависть всего мира. Но, по мнению Лелуша, система под названием «Дамокл» — это навеки замороженный сегодняшний день; это не жизнь, всего лишь накопление опыта. Чтобы жить, нужна надежда на счастливое будущее, которое мы сами можем построить, стремясь к завтрашнему дню. В итоге править миром будет гиасс, но… уже другой гиасс.
Не похож ли гиасс на желание, которое не можешь исполнить сам, и потому просишь другого о помощи? Да, похож. И гиасс людских желаний в конечном итоге победил. Но об этом расскажет финал мультфильма. А пока… В мире есть добро, рождённое от зла. И зло, рождённое от добра. Британский школьник Лелуш вынужден был сполна вкусить и того, и другого, чтобы вечный круговорот, имя которому — Жизнь, совершил новый виток…

@темы: Мои работы, Мультики, Рецензии

URL
Комментарии
2010-07-26 в 15:24 

Это моя статья, которую я написал для практики. Так как её всё равно нигде не опубликуют, я решил оставить её здесь.

URL
   

Бело-синее сияние

главная