Этот мультсериал я начал смотреть, ожидая чего-то мозговыносящего на тему "временные парадоксы". В принципе, мозг этот мультик мне вынести точно не мог, да и мои фантазии про номеров гораздо более жёсткие, но эта вещь стоила потраченного времени на просмотр. Даже так: редко что-либо заставляет меня с таким восторгом что-то смотреть, забывая про время.
Звукоряд и визуальный ряд никак не выделяются: они сидят, как хороший костюм неброского покроя. Другое дело сюжет, вернее, то, как его адаптировали, поскольку собственно мультфильм -- это адаптация одноимённой визуальной новеллы. Обычно следы адаптации всегда видны: мультфильм хорош, пока во всём следует комиксу, а комикс лишь частично может передать возможность выбирать сюжетные линии самостоятельно, которые даёт игра. Таким образом, в комиксе, а тем более в мультике, всегда будут следы того, как пытаются разные сюжетные линии переплести в одну, поскольку в играх такого жанра есть множество удачных концовок, ещё больше неудачных и одна настоящая. Соответственно, при адаптации сюжет строится на той линии, которая ведёт к настоящей концовке, и в него встраиваются элементы других сюжетов с другими концовками. Следы таких встраиваний нетрудно обнаружить: обычно ветка сюжета визуальной новеллы выстроена вокруг достаточно глубокого взаимодействия героя с одним из персонажей, поэтому в адаптациях как бы сразу видно, кто является персонажем правильной концовки, сцены, где герой взаимодействует с персонажами других концовок, часто ставят просто, чтобы были. Так вот, во "Вратах" ничего подобного на первый взгляд не видно. Даже и не на первый: когда я смотрел, я знал, что мультфильм является адаптацией, и только при написании этого текста обнаружил всего один такой случай.
Теперь можно и собственно о сюжете. Его концепция проста: доморощенные гении нечаянно сделали машину времени, которая могла отправлять сообщения в прошлое, стали экспериментировать и наделали глупостей, результаты которых исправляли до самого конца. Естественно, в ходе экспериментов они столкнулись с могущественной международной организацией, которая и раньше пыталась создать машину времени и которой не были нужны конкуренты (только присвоение их успехов, разумеется). Далее не обойтись без подробностей:
1) Наша повседневная жизнь -- это своеобразная мировая линия, состоящая из множества идущих друг за другом событий.
2) Множество мировых линий идут параллельно друг другу. Чем больше между ними общего, тем ближе они друг к другу.
3) Некоторые события имеют большую "зафиксированность", чем другие: если вернуться в прошлое и изменить прошлое событие, то его результат вполне может сохраниться, так как произойдёт по другой причине.
4) Поскольку линии идут практически независимо, то человек не может знать, что он делал на соседней линии. Если и узнает, то в форме сна или дежа вю.
5) По каким-то причинам главный герой мультфильма был единственным, кто при изменении прошлого сохранял свою память. Иными словами, его память переходила от одной мировой линии к другой.
Скажу честно: концепция мира была, конечно, по большей части проработана хорошо, а показана так, что даже чайник поймёт, но вот один момент остался непонятым: после отправки сообщения в прошлое реальность менялась мгновенно, но в новой реальности сообщения в прошлое никто не отправлял, в том-то и дело. Тем не менее, изменения сохранялись. Причина не была озвучена, наиболее вероятное объяснение заключается в том, что международная организация (играющая роль антагониста) отслеживала сообщения из будущего и сама отправляла их в нужное время (во время активации машины времени). По крайней мере из баз данных этой организации ближе к концу потребовалось удалять те самые сообщения. Ещё один сюжетный ляп -- недостаточное объяснение того, с чего это та самая организация вообще стала следить за доморощенными кулибиными. То ли они обнаружили конкурентов сами, то ли им помогла одна из героинь, которая сама прибыла из будущего на более совершенной машине времени. То ли это совершалось в разных мировых линиях.
В общем-то, это все значимые ляпы, которые я смог заметить. В остальном же к сюжету придраться трудно. Сначала зритель вовлекается в жизнь "лаборатории", все члены которой упороты чуть более, чем полностью. Плавно всё действие переходит в ажиотажный оптимизм, связанный с экспериментами -- то есть отправкой сообщений в прошлое и наблюдением над результатами. Постепенно ажиотаж проходит: слишком сильные изменения происходят. Настолько сильные, что один из членов лаборатории оказывается связанным с той самой организацией, и, повинуясь приказу, убивает подругу детства героя и пытается похитить машину времени. Далее сюжет резко меняется: используя новую функцию машины, герой передаёт в прошлое собственную память, чтобы предотвратить смерть подруги. Это ему не удаётся практически никакими средствами: его подруга умирает в любой из ближайших мировых линий, притом не важно, по какой причине. Было решено отменять действия посланных в прошлое сообщений, чтобы перейти в как можно более далёкую мировую линию. Вот только оказалось, что каждый, кто послал сообщения в прошлое, с их помощью возвращал себе самое ценное. И перед ними встал вопрос: или жизнь невинного человека, или то, что считаешь самым ценным. А когда все остальные пошли на жертвы, возник вопрос так вопрос: жить будет либо подруга детства главного героя, либо та, которую он за весь ход мультфильма успел полюбить. Финал же не сложный и не особо яркий, но он такой, каким должен быть: для истинной концовки герой должен был пойти на ещё больший риск. И пошёл.
В общем, сериал про судьбу, про любовь и про личностное становление. Главному герою хочется сопереживать, а его эволюцию переживаешь как свою собственною. Другие герои также достойны сопереживания: их выбор был более чем не прост, но вместо того, чтобы потребовать компромисса, они, после непростых раздумий, пожертвовали самым ценным. В то время как никто не смог бы их упрекнуть, если бы они отказались. Следует отметить, что раздумья и метания всех героев были переданы на высшем уровне: лично у меня во время просмотра даже не возникало вопросов о компромиссе -- я только смотрел и сопереживал.

Напоследок, несколько слов от себя. Главный герой, по большому счёту, везунчик: он гулял только по соседним мировым линиям, его не выбрасывало непонятно куда. И каждый раз переживая одни и те же дни, пускай и с разными событиями, он проживал дни с одними и теми же людьми. Его линия времени резко отличалась от мировых: она шла только от его рождения к его смерти, соединяя фрагменты мировых линий. Номинально он провёл со своей любимой всего три недели (если брать основную мировую линию, в которой развивался сюжет), а реально он провёл с ней гораздо больше. И ведь только он помнил всё, что было между ними, ей же он должен был всё рассказывать каждый раз заново. И вот честно: только ради того, чтобы был возможен такой финал сериала, я согласился с тем, что часть воспоминаний от других мировых линий должна сохраняться в виде дежавю.

@темы: рецензии