На сегодняшний день на Западе ислам прямо-таки демонизируют. Безусловно, для своего времени религия была вполне продвинутой, однако сейчас многие положения шариата, возведённого в религиозную норму, считаются страшной архаикой. Но это лишь значит, что с исламом следует больше работать. Особенно в России, где появилось собственное, весьма интересное, течение ислама.
Для начала, в любой относительно устоявшейся религии в письменном обществе присутствуют:
1) Первичное священное писание -- то, что даётся высшими силами непосредственно (в христианстве -- Евангелия).
2) Вторичное священное писание -- дополнительные сюжеты и мотивы, признанные непререкаемым каноном, но не столь непосредственно связанные с высшими силами или не обладающие столь важным значением (Ветхий завет, послания и деяния апостолов, Апокалипсис).
3) Священное предание -- совокупность трактовок священного писания, признанных каноничными. В отличие от священного писания, могут меняться с течением времени (хотя и с большим трудом).
4) Официальная церковная трактовка писания и предания -- интерпретация всего вышеперечисленного сообразно текущему моменту.
5) То, что проповедуется населению непосредственно -- всё вышеперечисленное преобразуется в доступную для проповедника и населения форму, в которой и проповедуется. Естественно, искажения неминуемы.
6) Индивидуальная вера человека -- что человек усвоил из проповеди и как соотнёс это со своими представлениями о мире и не только. Ко всему вышеперечисленному может вообще не иметь никакого отношения.
Таким образом, до конкретного человека доходит в лучшем случае малая часть того, что было в божественном откровении. Но это-то ладно, проблема в другом: священное писание можно трактовать очень широко, и даже при признании всех трёх первых пунктов, церковь может в своей официальной трактовке скатиться в ересь. Я уж не говорю о том, что дойдёт при этом до простого смертного. Поэтому у всей этой последовательности есть некоторая основа, которая может из первого пункта может перейти в шестой без искажений. Эта основа -- совокупность первичных образов, являющихся базисом любой теории и концепции. Если человек в той или иной форме воспроизвёл первичные образы некоторой религии, он может считаться её последователем (если он сам себя идентифицирует с ней, конечно).
Среди совокупности этих образов также есть доминирующие, притом доминирование -- результат исключительно исторический причин. В русской православной церкви это образ "нищих духом". В иудейской традиции так называли людей, которые не имели сил бороться с несовершенством мира, а их усилия по изменению себя оканчиваются неудачей. Всё, что им остаётся, -- надеяться на Божью милость. Например, этот образ в достаточной степени определяет христианское понимание войны: убивать -- грех, но не защитить тех, кто нуждается -- грех ещё больший. Итого воин постоянно грешит, чем должен уменьшать свои шансы на Спасение, всё, на что он может надеяться -- так это на возможность того, что Бог смилостивится и примет к себе. Кроме того, этот образ частично сопрягается с образом царя как помазанника Божьего. Когда человек сталкивается с несправедливостью и беззаконием в стране, с которым не может справиться сам, он может лишь надеяться, что царь, отвечающий за всю страну, сам по мере сил стремится не допускать беззакония, поэтому оно -- вина конкретных людей, а не все страны сразу.
Однако, в отличие от христианства, ислам изначально не мистичен. В нём нет таинств, через которые Бог являет себя человеку, а ведь сопричастность подобным таинствам является одним из лучших каналов непосредственной передачи первичных образов. Мистику в ислам привнесли суфии, но статус этой мистики -- на уровне 4 пункта. Следовательно, попадая в места, где есть своя сильная культурная традиция, ислам перенимает её первичные образы. Так произошло, например, в Индии.
В России ислам также взял доминирующий первичный образ господствующей культуры -- образ "нищих духом". Есть отличный пример: во время Первой мировой немцы захватили в плен полк, состоящий из мусульман, с муллой. Немецким генералам было интересно увидеть мусульманское богослужение, и они попросили муллу организовать его вместе со своим полком. Вот они и организовали им. Исполнение гимна Российской империи:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!

Естественно, с нашей особенностью ислама никто не работает, более того, её никто толком не артикулировал. А еретики-ваххабиты, пользуясь этим, говорят, мол, "раз вы у себя. в России, мусульмане, то вы должны быть чистыми, как мы!" А ответить им нечего, так как отличительного признака у российских мусульман (татар, кавказцев, среднеазиатов) нет, и приходится находиться в навязанном ваххабитами дискурсе: у кого ислам чище? А здесь они дадут сто очков форы кому угодно, раз даже бороды стремятся делать, как у Пророка, и любые аргументы их оппонентов будут лишь детским лепетом.
Вот так и получается: у нас есть православные мусульмане, которых мы можем предложить всему мусульманскому миру в качестве образца, но мы и не осознаём этого.

Для справки: мусульмане, соблюдающие каноны своей религии, называются правоверными, что по смыслу примерно соответствует старому значению слова "православный". Но поскольку последнее получило гораздо более определённый смысл, то "православные мусульмане" -- отличная игра слов.

@темы: Умные мысли