23:31 

Вмешательство высших сил

Некоторое время назад понял, что самый простой способ выстраивать описание любого явления -- исходить из того, что существуют материальные вещи, отношения между ними определены свойствами самих вещей в эти отношения вступать. В социальном плане, тогда, существуют люди, остальное определяется их свойствами и возникающими на этой основе отношениями. Это крайне легко проверяется с помощью прагматического критерия, а кому он не нравится -- может, что называется, идти лесом. Тогда схема познания будет такой: человек -- теория -- реальность. Под теорией здесь понимается то, как для человека отображается реальность. Соответственно, задача теории -- максимально соответствовать реальности. Которая всегда шире, чем самая широкая, но при этом содержательная, теория.
Правда, следует задуматься над простым вопросом -- а как существуют материальные вещи (и человек, соответственно)? То есть, каков их онтологический статус? А вот тут всё оказывается гораздо интереснее. Если признать самостоятельное существование материальных вещей, то почти невозможно объяснить, почему увеличение уровня абстрактности теории открывает новый пласт реальности, а это открытие проверяется по прагматическому критерию. Если признать, что материальные вещи существуют, поскольку сопричастны неким идеальным сущностям, то придётся признавать наличие высших сил, делающих эти сущности существенными. Во втором случае схема познания выглядит так: человек -- теория -- реальность -- идеальные сущности -- высшие силы, а само познание -- это соответствие теории идеальным сущностям, проверяемое в реальности (короче говоря, эксперимент).
Хорошо, а как тогда проверить существование высших сил? Ведь что бы эти высшие силы ни делали, делать это они должны с материальными вещами, а как мы это заметим, если связанные с вещами закономерности мы автоматически относим к идеальным сущностям? Поэтому, если высшие силы и есть, работают они очень тонко -- так, чтобы всё происходило с материальными вещами и не противоречило никаким закономерностям. Но тогда признавать наличие высших сил оказывается бессодержательным: на них можно списать всё, что угодно, а можно не списывать вообще ничего, всё объясняя через привычные нам закономерности. Таким образом, вмешательство высших сил должно удовлетворять следующему описанию: работать исключительно через материальные вещи, но так, чтобы нельзя было списать только на работу этих вещей.
Что удивительно, я нашёл, что может удовлетворять описанию. Это фигня. Не сказать ещё хужей, как говорится. Самая простая фигня. Фигня -- это маловероятное и не очень приятное событие, которое само по себе обычно не наносит большого ущерба. Также этим словом можно называть совокупность таких событий. Фигня маловероятна и не наносит большого ущерба, поэтому в большинстве случаев даже если она случается, ничего страшного не происходит. А как назвать ситуацию, когда в самых важных местах процесса вдруг возникает фигня, притом так, что весь процесс стопорится и идёт вообще в другую сторону? И при этом нет ничьей откровенной вины -- именно что случилась фигня.
Например, как-то раз я собирался идти на одну встречу. Я дважды обыскал всю квартиру в поисках ключа только потому, что он так сгруппировался в моём кармане, что я его нащупал только с восьмой проверки. Из-за этого я опоздал на электричку, закрывшуюся перед моим носом. Потом я неправильно прочитал указатель и уехал в другую сторону, а затем -- что-то мне намекает, что я тупо прошёл мимо человека, с которым должен был встретиться, а связаться потом не удалось. Вот она, фигня.
Но самое главное -- что после этой фигни я смог облечь в слова то, как работают высшие силы! Если бы я курил, то был бы повод для пары косячков...

@темы: Умные мысли

URL
   

Бело-синее сияние

главная