По ходу беседы с Nathalyne по поводу творчества (у Юнга) сказал умную мысль. Чтобы не потерять, запишу здесь.
читать дальшеСкажем так: лично я не склонен резко разделять сознание и бессознательное и противопоставлять их, как это любят делать сейчас. Особенно я не понимаю тех, кто сравнивает сознание с порядком, бессознательное -- с хаосом, и требует "выхода творческого хаоса наружу" (это, вроде, постмодернисты).
Порядок как организованность, системность требует постоянной поддержки и воспроизводства своих собственных основ. Он всегда получается из хаоса и вынужден считаться с его влиянием. Достаточно сказать, что порядок, например, в доме постоянно надо поддерживать и наводить, а бардак появляется сам собой, без посторонней помощи. Так вот, сравнить сознание с порядком, а бессознательное -- с хаосом было отчасти правильно. Потому что человеческое сознание -- это качественно иной способ организации психики. Бессознательное будет всегда включено в сознание хотя бы потому, что оно работает как под-сознание. Подсознание здесь будет выступать как совокупность структур -- и природных, и культурных.
Соответственно, творчество -- это не "встреча сознания и бессознательного", скорее, отсутствие такой встречи -- это симптом внутреннего расстройства. А что оно тогда? Творчество -- создание основы, отчасти взятой из внешних источников, отчасти взятой из себя. Но самое интересное в творчестве -- это не часть творца в произведении, а то, что он, можно сказать, произвёл из ничего, то есть именно сотворил. Это прежде всего некий смысл, который автор вложил в произведение, и к которому могут подстраиваться другие смыслы, возникающие при прочтении/созерцании. Это даже более важно: изначальный авторский смысл может быть бесконечно меньше того, что подстроилось как бы само собой. Но это и есть то, что сделал сам автор.
По ходу беседы с Nathalyne по поводу творчества (у Юнга) сказал умную мысль. Чтобы не потерять, запишу здесь.
читать дальше
читать дальше