У меня начинает складываться впечатление, что проблема российской огромной неповоротливой бюрократии несколько раздутая, и само раздувание её только усугубляет, но в другом направлении. Все сталкивались с проблемой очередей в госструктурах. А не происходит ли это потому, что слишком мало людей в этих структурах работает? Задумайтесь над этим: больше людей -- больше посетителей в день можно обслужить. Значит, и меньше придётся стоять в очереди. Значит, выигрывается куча времени и нервов у каждого посетителя. В масштабах страны это будет ощутимый эффект. Кстати говоря, это также даёт плюс в борьбе с коррупцией: если человеку не надо стоять слишком долго в очередях, то у него будет меньше желания заплатить деньги за ускоренную работу.
Нам же прививают мнение, что российский бюрократический аппарат слишком большой и неповоротливый, что требуется его сокращать. Так ведь проблема, как мы выяснили, не в большом количестве человек. Главная проблема нашего бюрократического аппарата -- это плохое взаимодействие между ведомствами. Но зачем тогда требовать сокращения этого аппарата? Это ведь уменьшает производительность чиновного труда.
Если уж и критиковать нашу бюрократию, то именно с точки зрения плохого внутреннего взаимодействия. Но для конструктивной критики надо долго изучать все нормативно-правовые акты и реальную практику, учитывать запросы населения, проанализировать общественные нужды... Для реформы одной отрасли в пределах города требуются огромные усилия юристов, социологов, экономистов. А поскольку это -- вопросы местного самоуправления, то решать их должны... сами люди на местах. Государство (федеральная власть) тут вообще не должно вмешиваться, по идее.
Таким образом, мы должны не критиковать бюрократию, а пополнять её ряды и помогать ей. Но это дело кропотливое и требует каждодневных усилий. Поэтому подобная агитация не возымеет эффекта. Обратная же -- про необходимость сокращения бюрократического аппарата -- губительна, но действенна.