По Гегелю, на его эпохе кончилась история, а на его философии закончилось развитие абсолютного духа. Если история -- это прогресс в сознании свободы, то на осознании того, что свободны все, история должна закончиться, дальше это осознание должно распространяться по миру, пускай и не мирными средствами (что и происходило). Что касается философии, то, по Гегелю, после построения его системы можно лишь оторвать от неё части, перекомпоновать и противопоставить целому. А вся предыдущая философия существовала для того, чтобы появилась система Гегеля и включила её в себя как свои моменты.
Если верить Матвейчеву, то мы все живём по Гегелю: Запад всё ещё экспортирует ценности "свободы и демократии", а господствующий постмодернизм повозглашает, что нельзя создать ничего нового, можно только перекомбинировать старое. Также мы все живём по Ницше: мотив "вечного возвращения" также проглядывается в постмодернизме, большая часть человечества -- ницшеанские рабы, а ницшеанские господа дают им ценности, совершенно на них не оглядываясь и не засвечиваясь. В эпоху СМИ и массового сознания это проявляется особенно сильно.
Следующая эпоха должна, согласно Матвейчеву, жить по Хайдеггеру. Что это значит -- не очень понятно, но попытаюсь вообразить.

читать дальше