Я повторю те максимы, о которых говорил
тут. Хочешь жить -- убей другого. Чтобы что-то отобрать, нужно прежде что-то отдать. Что бы ты ни делал, это во вред тебе. Как бы ты ни старался, ты всё равно умрёшь. Повторюсь, по ним живёт всё живое на Земле. Но вот появился фильм, который показал жизнь не на Земле. Капитан прав: я говорю об "Аватаре".
читать дальше"Аватар" показывает удивительную жизнь на удивительной планете, где все деревья связаны друг с другом фактически нейронной связью, а населяющие планету животные имеют органы, с помощью которых могут подключаться друг к другу и к деревьям. Таким образом, всё живое на Пандоре хотя бы потенциально связано в единую сеть, которую там называют Эйва. Поэтому убийство, пусть даже ради еды, требует разъяснений: "твоё тело уйдёт в народ, а твой дух пребудет с Эйва", таким образом, убийства в принципе "не происходит" -- всего лишь перераспределение тела и духа. Эти факты задают некий миф, который является основой жизни существ Пандоры, всех, не только НаВи. Между всем живым, относительно высокоразвитым, присутствует физическое единство. Так и появился миф о всеобщей матери, которая связывает всё в единое целое.
И тут авторы фильма начинают сильно сдавать: герой, пожив в теле НаВи и пропитавшись их обычаями, начал понимать, что та жизнь в его предыдущем теле -- это подобие кошмара. И потому он предаёт свою родину -- Землю -- во имя обретения того самого единства с природой, которое ему могла дать Пандора. Почему сдавать? Потому что они начали сопоставлять категории Пандоры с земными -- явно не в пользу последних.
Между тем "мифу об Эйва" -- залогу единства всего живого Пандоры -- следовало противопоставить другой миф -- земной, который бы объяснил, почему землянам оказались так нужны минералы под ногами НаВи. Например, такой:
"...Вначале была вспышка, и появился свет. Свет оживил безжизненную землю, и там родилось первое живое существо. Оно было настолько радо свету, что не могло им насытиться. А когда оно умерло, его дети продолжили радоваться свету, и так же и дети его детей, и их дети, и далее. Но однажды свет стал заканчиваться. Чтобы жить, нужен свет. Чтобы взять его, надо отобрать. И потому мы постоянно убиваем друг друга. Нельзя, чтобы свет пропадал зря..."
Совершенно другие категории, не правда ли? А далее надо рассказать, что если не достать камни, которые под лесом, то много людей погибнет, и свет пропадёт зря. Те, кто этому мешает, нарушают табу и в некотором смысле убивают людей. Промыть мозги подобными мифами некоторым, показать, что Пандора тоже так живёт, то есть заставить их мыслить человеческими категориями. А затем использовать своё гуманитарное превосходство, чтобы заставить себя любить. Война за дух явно проиграна, и НаВи не смогут сопротивляться телом. Люди получат то, что хотели, а НаВи смогут сделать огромный скачок вперёд, так как научатся жить не только по своим канонам.
В каком-то смысле Пандора -- это потерянный рай, по которому и сегодня тоскует человек. Но лишь немногие могут дать себе отчёт в том, что рая на Земле нет и не было. Хочешь жить -- убей другого. Чтобы что-то отобрать, нужно прежде что-то отдать. Что бы ты ни делал, это во вред тебе. Как бы ты ни старался, ты всё равно умрёшь. Да, это знание отбирает всю надежду. Но тот, кто сможет пройти чуть дальше, закончит свои скитания и обретёт мудрость.
В этом смысле герой моей книги -- Номер второй -- это аллегория человека как такового. Чтобы жить самому, он должен убивать других. Чтобы не умереть, ему приходится сдерживаться в своих убийственных порывах. Что бы он ни делал, он знает бессмысленность всех своих действий: как бы он ни старался, он всё равно умрёт. Зная всё это, он продолжает идти вперёд и воровать чужой свет. Но рано или поздно ему не хватит собственных сил, чтобы идти дальше. Ему в принципе придётся добровольно умереть. Знает он и то, что момент этот настанет, когда он закончит свои скитания и обретёт мудрость. Но продлится это всего лишь мгновение.
@темы:
Умные мысли,
Книга